Дело должно приносить удовольствие, а не только деньги, и тогда все пойдет хорошо, – убежден Анатолий Казакевич, директор компании «Байкалов». Сегодня этот туроператор привозит на Байкал около трех тысяч туристов в год. Как удалось создать успешный бизнес с нуля?

Первый свой бизнес создал еще в 1998 году. Тогда я учился в старших классах школы. Это был небольшой бизнес по разработке сайтов. Сначала со мной работали всего несколько человек. К 2003 году, студия стала крупнейшей компанией в Иркутской области по разработке сайтов и интернет-маркетингу - ЗАО "Центр Веб-решений". В 2006 я оставил должность генерального директора и вышел из бизнеса. Компания работает и по сей день!

В 2007 я создал туроператора "Байкальские приключения", за 2-3 года вывели в первую тройку лидеров отрасли, уточнив позиционирование сделали ребренинг на "Байкалов" и успешно продолжаем развитие!

Еще в 2007 году мы поставили себе амбициозную цель – поднять туризм на Байкале на мировой уровень. Мы стремимся к ней и много достигли. Сейчас «Байкалов» является одним из лидеров по организации интересного отдыха на Байкале.

На старт бизнеса, по словам Анатолия, ушло всего 100 тысяч рублей. Эти деньги были потрачены на маркетинг и оборудование пары рабочих мест. «Когда ты строишь завод, понятно, нужны вложения, а когда формируешь услугу – больших капиталов не нужно. – Важно создать классный продукт и донести его до клиента. Это в первую очередь интеллектуальная работа, а не финансовая. Поэтому и начинали мы почти с нуля».

По словам Анатолия Казакевича, ежегодно Байкал посещают более 130 тысяч коммерческих туристов. Около 35-40 тысяч – это россияне, жители Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Хабаровска и других городов, около 12-15 тысяч – иностранцы, более 70 тысяч – иркутяне.

«Байкалов» давно определился со своим клиентским сегментом – это россияне из других городов, их доля составляет порядка 80% от общего числа клиентов туроператора. «Иркутяне, как правило, не пользуются услугами туроператоров, организуют свой отдых сами, – поясняет Анатолий. – Их формат – база отдыха. Для них в ‘Байкалове’ предусмотрена услуга бронирования баз, у нас около 60 лучших баз-партнеров, и мы можем подобрать оптимальный вариант для каждого. Что важно – без наценок для клиента».

Что касается россиян, то они, как правило, приезжают на Байкал один раз в жизни, и задача туроператора – дать туристам максимум впечатлений, за несколько дней показать разные его уголки. Стоимость тура напрямую зависит от эмоций: чем интереснее тур, чем больше он наполнен разными событиями, тем дороже он будет стоить.

Конкуренции с другими туроператорами, работающими в Иркутске, Анатолий Казакевич не боится. А вот мировая конкуренция доставляет куда больше хлопот: «Потенциальные туристы, планируя отпуск, думают, куда бы поехать, и список вариантов огромен: на Алтай или на Камчатку, а может, в Новую Зеландию или Южную Америку? Наша задача тут – грамотно продвинуть Байкал, показать преимущества отдыха у нас».

В целом же, Анатолий Казакевич уверен – в туристическом бизнесе на Байкале начинающим предпринимателям еще есть, где развернуться. Свободных ниш много. «Можно развивать какое-нибудь узкое тематическое направление в туроперейтинге, например, фототуризм, сплавы или туры для тех, кому интересна энергетика Байкала. На все это есть огромный спрос. Большое количество пустующих ниш есть и на местах: в Байкальске, Аршане, на Ольхоне, северном Байкале. Так что направлений масса, каждый может начать свое дело. Нужно только вложить в него душу – тогда все получится».

Из интервью Анны Масленниковой (Газета Дело)